Пятница
17.05.2024
03:51
Категории каталога
Мои статьи [33]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Большеозерская школа № 10
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка в 3 классе. Каптуровой Г.Я.

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 3 классе.

 

 

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

 

 

Цели:

1.   Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен  существительных.

2.   Учить решать проблемные задачи.

3.   Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение оценивать себя, умение работать на компьютере.

4.   Воспитывать любовь и уважение  к  Родине.

 

 

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы, репродукции картин И.Шишкина, компьютерная презентация с заданиями.

 

 

 

1.     Организационный момент.

 

2.     Каллиграфическая минутка

 

 И // Ш //П // Р//

 

- Подчеркните буквы, которые у вас получились хорошо.

 

Иван Шишкин –  русский художник.

 

- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?

 

 

3.     Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

 

Прописная буква.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв подруг.

Смотрят с почтеньем буквы-подруги.

Но почему? За какие заслуги?

 

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

 

Ставится буква у предложения в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

 

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

 

 

- Какие правила написания слов вы услышали в этом стихотворении?

 

Сегодня мы будем работать с именами существительными, которые пишутся с большой буквы. Повторим всё, что знаем про такие имена существительные, и узнаем новое.

 

 

4.     Работа над новым материалом.

 

1)     Откройте учебник стр  49    упражнение 1 и прочитаем текст.

 

 

- Прочитайте текст.

- О чём говорится в этом тексте?

- Что для вас означает слово Русь, Россия?

- Найдите имена существительные, которые написаны с большой буквы и прочитайте.

- Что означает каждое слово?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Что ещё можете добавить к ответу?

- Выпишем имена существительные, которые написаны с большой буквы в один столбик, а что значат эти слова – в другой. Пропустите первую строку.

 (учитель выполняет запись на доске, дети в тетрадях)

 

 

Страна                                         Россия

Композитор                                Чайковский

Художник                                   Шишкин

Поэт                                             Пушкин,      Есенин, Некрасов

Река                                             Обь, Енисей, Волга

Город                                           Москва, Санкт-Петербург, Суздаль,

                                                     Владимир, Смоленск, Новгород

 

Итак, мы разделили имена существительные на две группы.

 

Те слова, которые мы написали с большой буквы,  называются собственные имена существительные. Они называют такие предметы, которые единичные,  неповторимы.

Что значит слово «единичное»?

Имена существительные, которые называют неединичные предметы, называются нарицательными.

 (прикрепить таблички)

- Подпишите названия в каждый столбик.

 

- Прочитаем материал рубрики «Тайны языка» на стр. 50

- Назовите собственные имена существительные

 

Названия страны:

Названия города

Названия улицы

ФИО

Названия океанов.

Клички

- Кто прочитал новое для себя слово?

 

 

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем.

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

 отдохнули мы слегка.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

 

 

2) Изменение имен существительных по падежам.

 

-Как изменяются имена существительные?

- Изменим по падежам имена существительные город Москва.

  (один у доски)

 

(Максим работает с учителем с. 159, упр.1)1

 

- Проверьте. Кто справился с работой без ошибки? Кто ошибался? В чём? Что тебе нужно повторить? Оцените свою работу по шкале.

- Почему разные окончания у слов?

 

 

3)Изменение  имен существительных по числам.

     (проблемная ситуация: проверить, изменяются ли собств.  сущ. по числам)

 

- Имена существительные изменяются по числам.

- Прочитайте слова.

 

страна                        Москва

река                            Волга

капитан                      Енисей

                                 

- Как называются имена существительные первого столбика? Второго?

- Измените их по числам.      

    Проблема!

- Почему не можем изменить сущ. второго столбика?

- Какой вывод можно сделать?

 

5.     Закрепление нового материала

 

- Распределите имена существительные по группам.

 

(Четыре человека работают за компьютерами, двое работают по карточкам. Закончивший раньше работу  наблюдает выполнение заданий другими учащимися).

 

- Посмотрим, что получается у ребят.

- У некоторых ребят одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы.

 

Орёл- орёл

Дружок- дружок

Серёжка- серёжка.

Роза-роза

 

- Почему?

  Проблема!

 - Что надо сделать, чтобы мы точно знали, какое это существительное: собственное или нарицательное?

-  Составим и запишем предложение

- Назовите существительные, которые мы не можем изменить по числам.

  

6.     Итог урока.

 

Что мы сегодня узнали на уроке?

Кому понравилось работать?

Кому было трудно?

Кто научился правильно писать собственные имена существительные?

 

7.     Домашнее задание.

 

Дома вы   напишите 10 собственных имен существительных, которые можно отнести к вашей семье, их можно написать со словами, которые называют предмет. Но помните, что собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: bolozero (15.03.2009)
Просмотров: 2511 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: