Конспект урока литературного чтения во втором классе.
Тема: «Произведения о родной природе. Г.Скребицкий “Весна-художник”».
Цели: Отрабатывать читательские умения (правильно называть
произведение, находить описание предметов и явлений природы).
Развивать интерес к чтению, расширять кругозор.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, дидактический
материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Выявление читательского опыта.
1) Беседа по теме чтения.
Учитель. С какой темой мы работаем?
Ученики. Тема «Весна, весна красная».
Учитель. Какие произведения читали в этой теме?
Ученики. Народная песня «Весна, весна красная!», Чехов «Весной», Пушкин «Гонимы вешними лучами…», Сладков «Снег и Ветер», «Ивовый пир».
Учитель. Как можно быстро найти произведение по теме?
Ученики. Посмотреть по содержанию учебника.
Учитель. Определите жанр и тему этих произведений.
2) Моделирование обложек прочитанных произведений.
Дети работают за компьютерами. На представленных моделях обложек с помощью «заместителей» обозначают жанр и тему произведений.
Тема чтения замещается цветом:
коричневый – о животных, зелёный – о природе, красный – о Родине, жёлтый – о детях, синий – о волшебстве и приключениях. |
Жанр замещается фигурой:
сказка – пословица - рассказ - былина -
стихотворение, песня - загадка - |
Учитель. Проверяем работу. Называем произведение, указываем жанр и тему.
У кого другой ответ, поднимаем руку.
Дети отвечают. Если возникают разные ответы, обсуждаем.
3) Работа по произведениям Г.Скребицкого.
Учитель. Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о родной
природе. Откройте учебник на странице 84 и прочитайте фамилию автора.
Ученики. Скребицкий.
Учитель. Кому знакома эта фамилия? Давайте вспомним произведения Скребицкого. Из каких произведений эти отрывки?
Работа в парах. Дети подбирают к отрывкам заголовки.
Учитель. Проверяем. Читаем отрывок из произведения и заголовок. Если у вас такой же ответ, покажите знак согласия «+», если другой ответ, покажите знак несогласия «-».
Ответы детей.
Учитель. О чем писал Скребицкий в своих произведениях?
Ученики. Скребицкий писал о природе, о животных.
Учитель. Прочитайте название произведения, которое будем читать сегодня.
Ученики. «Весна-художник».
3.Физ. минутка.
4.Первичное ознакомление с произведением.
Учитель читает произведение, дети следят по учебнику.
5.Выявление первичного восприятия произведения.
Учитель. Понравилось произведение? Что понравилось? Что запомнили из произведения? Какие картины представлялись во время слушания?
Ответы детей.
6.Аналитическое чтение.
Учитель. Прочитайте произведение про себя.
Учитель. О чем читали произведение?
Ученики. Читали о весне, о том, как весна разукрасила лес.
Учитель. Как автор называет весну?
Ученики. Весна-красна, Весна-художник.
Учитель. Прочитайте первый абзац. Почему весна не сразу взялась за дело?
Ученики. Весна задумалась, какую картину бы ей нарисовать.
Учитель. Какой был лес, который увидела весна?
Ученики. Лес был угрюмый, унылый, хмурый.
Учитель. Что значит угрюмый лес, хмурый?
Ученики. Значит лес скучный, невесёлый, некрасивый, пасмурный.
Учитель. Посмотрите на экран. Таким увидела лес весна?
На экране через проектор проецируется картинка с изображением зимнего леса.
Учитель. Как решила весна украсить лес?
Ученики. Весна решила украсить лес по-своему, по-весеннему.
Учитель. Какие кисти взяла весна для работы?
Ученики. Весна взяла для работы тонкие, нежные кисточки.
Учитель. Найдите и подчеркните предложения, в которых говорится о том, какие краски использовала весна.
Самостоятельная работа.
Учитель. Читаем предложения. Кто нашёл такое же, поднимаем руку.
По ходу чтения учитель на палитру, нарисованную на доске, прилепляет кружочки указанного цвета.
Учитель. Посмотрите, какая получилась палитра. Каким стал лес?
Ученики. Лес стал красивым, ярким, разноцветным.
Учитель. Почему автор назвал весну художником?
Ученики. Весна раскрасила лес.
Учитель. Давайте и мы попробуем себя в роли художника и превратим хмурый угрюмый лес в красивый, яркий, разноцветный.
7. Практическая работа.
Дети садятся к компьютерам и в программе Paint раскрашивают картинку с изображением леса. Сверяются с палитрой, проверяют, все ли цвета использовали. Если необходимо, обращаются к тексту.
Учитель. Посмотрите, каким лес стал нарядным.
8. Работа в тетрадях.
Учитель. Откройте тетради и выполните модель обложки к этому произведению.
Самостоятельная работа.
Учитель. Назовите автора произведения.
Ученики. Скребицкий.
Учитель. Назовите заголовок.
Ученики. «Весна-художник»
Учитель. Назовите тему произведения.
Ученики. Это произведение о природе.
Учитель. К какому жанру отнесем произведение?
Происходит обсуждение, т.к. дети могут дать два варианта ответа: сказка и рассказ. Принимаются оба варианта.
Учитель. Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы. Как обозначим на модели?
Ученики. Прямоугольник с кругом внутри.
9. Домашнее задание.
|